Видеоконференцсвязь как облачный сервис

PC Week/ UE №7 (29), 19 апреля — 3 мая 2012

Все это возможно благодаря тому, что системы ВКС и ТеlеРгеsеnce теперь являются ключевым элементом системы унифицированных коммуникаций пред­приятия. А она позволяет передавать мгновенные текстовые сообщения, голос, видео, а также организовать совместную работу над документами. Абоненты могут выбрать удобный способ коммуникации, где бы они не находились. Система коммуникаций обеспечивает высокий уровень доступ­ности сервиса, дает возможность использовать мобильные устройства как терминалы ВКС и строить облач­ные системы видеоконференцсвязи. Кроме того, современная система ВКС обладает такими возможностями систем унифицированных коммуникаций, как единая адресная книга, переадресация и удержание вызовов, голосовой и видео­портал, запись видео-конференций, передача контента во время сеансов видеоконференцсвязи.

Однако, несмотря на положительные тренды и рост популярности корпо­ративного видео, многие украинские компании по-прежнему не решаются внедрять подобные системы в свою инфраструктуру. Сдерживающими факторами являются высокая цена на оборудование, затраты на внедрение и обслуживание.

Очевидно, что для решения проблемы дороговизны сервиса ВКС на предприя­тии можно использовать подходы облач­ных вычислений. Они минимизируют объемы капитальных расходов на приоб­ретение оборудование и позволяют избе­жать переплат на стадии разворачивания. Учитывая также неблагоприятную экономическую ситуацию последних лет, основные производители решений ВКС и ТеlеРге8епсе поза­ботились о предоставлении облачного сервиса ВКС на базе своих решений.

Компания Сisco Systems сделала в этом направлении сразу несколько уверен­ных шагов. Во-первых, в ее продуктовой линейке появляется все больше компонентов ВКС и ТеlеРгesence, адаптированных к исполь­зованию в облаке. К продуктам, ранее поддерживающим виртуализацию (Сisco Unified Соmmunications Маnаgег и Cisco ТеlеРгеsеnсе Мапаgег), недавно добави­лись Video Соmmunications Server и Cisco Те1еРгеsence Multipoint Switch. Также заслуживают внимания модульные плат­формы операторского класса МSЕ 8000 и Cisco ТеlеРгеsеnсе Exchange Systems.

Во-вторых, у компании есть специ­альная партнерская программа Managed Services Channel Program (MSCP), кото­рая среди других технологий включает и ТеlеРгеsеnсе. Программа регламентирует требования к инфраструктуре, качеству сервиса и квалификации партнера. Ведь участвуя в программе, он является оператором, предоставляющим сервис ТеlеРгеsеnсе. Примером воплощения программы МSCP в жизнь стал сервис Intercompany Cisco ТеlеРгеsепсе, кото­рый сегодня предоставляют операторы связи Вritish Теlecommunication, АТ&Т, Огапge и ряд других. Данная услуга объединяет разрозненные видеосети компаний и предоставляет им расши­ренные видеосервисы.

Другим примером работы програм­мы МSСР стал сервис Pubic Cisco ТеlеРгеsеnсе, также предоставляемый сервис-провайдерами. Он позволяет клиентам без своей инфраструктуры и терминального оборудования арендо­вать расположенные в различных уголках земного шара публич­ные комнаты телеприсутствия для встреч с партнерами или заказ­чиками. Такие комнаты уже есть и в Украине. Так, компания ТАТА Соmmunications обору­довала по всему миру более сорока комнат телеприсутствия. Три из них находятся в СНГ (Киев, Москва и Алматы).

Третьим шагом на пути трансформации систем ВКС в облачное решение стала иници­атива Cisco Systems по разворачиванию подобных сервисов на своих мощностях. В популярную систему вебинаров WebEx была добавлена поддержка видео высоко­го качества 720 р. В сочетании с приме­нением алгоритмов масштабируемого кодирования видео SVC это позволяет использовать систему как ВКС на обыч­ном канале интернет-подключения.

Куда более интересным проектом стал облачный сервис видеоконференций Саllway. Он ориентирован на компании среднего и малого бизнеса и предостав­ляет для работы аппаратные видеотер­миналы либо программные клиенты. А в случае организации конференции можно подключать до 12 участников. Базовая подписка на сервис составляет 99 долл. в месяц. Сегодня она доступна только в США. Но в планах компании продвижение сервиса и в других странах. Скорее всего, доступность Саllway на нашем рынке — вопрос времени.

Другие производители систем ВКС также работают над облачным вариан­том своих решений. Компания Роlусоm разработала решение для сервис-провай­деров под названием RealPresence Cloud. Оно полностью соответствует облачной концепции предоставления видеокон­ференцсвязи для клиентов как услуги — Video-as-a-Service (VaaS). Решение RealPresence Cloud довольно гибкое и позволяет не только использовать сервис для разворачивания на предприятии возможность подключения до девя­ти участников. На следующих этапах анонсирована поддержка мобильных клиентов и подключение к сервису виде­отерминалов сторонних производителей по протоколу SIР. Планируется зало­жить возможность интеграции LifeSize Connections с облачными сервисами других производителей. Сегодня сервис уже доступен на рынке СНГ. К примеру, для российских заказчиков стоимость подключения программного клиента составляет 25 евро, а подключение виде­отерминала LifeSize обойдется в 85 евро.

Рост производительности персональ­ных компьютеров, а также пропускной способности и качества подключения к Интернету позволили выйти на рынок облачных сервисов ВКС не только традиционным игрокам, но и компаниям, предлагающим сугубо программные реше­ния. Так, после представления компанией Microsoft нового Оffice 365, система Lyns Оnline стала полноценным облачным сервисом унифицированных коммуникаций с поддержкой видео.
Кроме мировых лидеров в области ВКС и ТеlеРгеsепсе, на нашем рынке можно найти много предложений программ­ных решений местного произ­водства. Невозможность гибкого масштабирования и взаимодействия с системами других производителей компенсируется их низкой стоимостью.

Ярким представителем данного сегмента стала российская компания, который может быть установлен в инфраструктуре заказчика, лег в осно­ву облачного сервиса ТrueConf Оnline. Подписка на этот сервис возможна по различным тарифным планам: от бесплатного тарифа для звонков точка- точка — до сервиса корпоративного уровня с возможностью организации видеоконференций при большом количестве участников, селекторных видеосовещаний, передачи мгновенных сообщений, с электронной доской, передачей файлов, показом презентаций, а также записью видеоконференции.

Для начала работы с сервисом необходим обычный персональный компьютер под управлением операционной системы Windows, подключенный к локаль­ной сети или Интернету, клиентское приложение TrueConf Online, камера и гарнитура (или микрофон и колонки). Стоимость подписки на месяц состав­ляет от 17 долл. за 1 абонента в пакете «начальный» и до 170 долл. за 6 участни­ков в пакете «корпоративный».

Относительно рынка ВКС Украины можно отметить, что сегодня инсталля­ционная база систем имеет примерно такую структуру: 70% компаний предпочитают использовать более деше­вые программные решения, а 30% бизнес-пользователей — аппаратные системы.
Сервис-провайдеры ВКС на украинском рынке тоже есть. «Укртелеком» пред­лагает свои студии, обору­дованные системами ВКС, во всех областных центрах, Киеве, Симферополе и Севастополе. Оплата услу­ги — почасовая, зависит от времени проведения конференции и колеблется от 560 до 890 грн в час за каждый абонентский пункт, принимающий участие в конференции. Столько же стоит организация конфе­ренций с использованием собственных студий и оборудования ВКС клиента с подключением студий клиента по VPN к инфраструктуре ВКС «Укртелеком». При этом в данной схеме дополнительно оплачивается канал связи и подключе­ние в VPN. Видеоконференции можно записывать на СD/DVD-носитель. Для бюджетных организаций предусмотрена система скидок.

Несмотря на значительный прогресс в переводе сервиса ВКС в облако, по-прежнему есть ряд сложностей и преград. Определенные стереотипы не позволяют заказчикам согласиться с тем, что их система ВКС будет находиться под контролем другой компании. Здесь возникает и вопрос информационной безопасности. Особенно остро он стоит для компаний государственного секто­ра. Задача высокой доступности сервиса ВКС в облаке осложняется тем, что необ­ходимо обеспечить не только надежную работу облачной инфраструктуры, но и управление, мониторинг разделяемых ресурсов и резервирование качествен­ных каналов связи. Следует учитывать: для многих отечественных представите­лей малого бизнеса достойной альтер­нативой сервиса ВКС по-прежнему являются бесплатные системы ооVoo, Sкуре и другие.

Таким образом, миграция сервисов ВКС и ТеlеРгеsепсе в облако может послужить дополнительным толчком к стремительному развитию рынка. Несмотря на сдерживающие факторы и дополнительные риски, есть уверен­ность, что на нашем рынке перспектив­ными будут предложения пакета услуг от крупных операторов связи, включаю­щих помимо традиционных сервисов по передаче данных, средства совместной работы и видеоконференцсвязь.

Андрей Матлавский