О прогрессе в ИТ и не только

PCWeek/UE: Мир начал жить во втором десятилетии XXI века. Как бы вы охарактеризовали итоги первого: какие наиболее заметные явления проявились в области технологий, ИТ-бизнеса? Ведь практически весь 20-й век прошел под влиянием своего первого непростого десятилетия. Далай-лама образно обобщил происходящее в мире и ИТ-мир здесь не исключение.

Ю.Л. ЛИСЕЦКИЙ: Далай-лама долго прожил в Тибете, на «крыше мира» и ему, скорее всего, виднее. Впрочем, у нас тоже есть право поразмыслить о роли прогресса в жизни человека.
В XIX-XX вв. научно-технический прогресс был беспрецедентным: возможности человека по воздействию на живую и неживую природу развивались очень бурно. Жизнь стала намного комфортнее: увеличилась ее средняя продолжительность, уменьшилась смертность от болезней, появились новые средства перемещения и коммуникаций, повысилась урожайность и т.д. Благодаря этому на планете стало намного больше людей, а их потребности выросли в разы. Все это стало возможным только благодаря достижениям НТП, который изначально является сугубо положительным явлением. Он расширяет возможности и человечества, и конкретного человека, повышает шансы всего вида на выживание.

Конечно, у НТП есть и обратная сторона, ведь любая сила может быть использована как во благо, так и во вред. Тому пример — две разрушительные мировые войны за мировое господство. С другой стороны, третья, которая должна была стать, скорее всего — последней, не состоялась, и надеюсь, что никогда не состоится. И это — яркий пример того, как разум возобладал над обретенной силой.

Я согласен со всеми изречениями Далай-ламы, но, уверен, что, прежде всего, их нужно правильно понимать. Один из ключей к пониманию — во фразе «больше знаний, но меньше мудрости». На деле, мудрости меньше не стало, а вот знаний стало действительно больше, и удельный вес мудрости уменьшился. Мудрость — это производная знаний и опыта. И теперь нам нужен новый опыт — опыт использования новых знаний. Когда он придет, все вновь встанет на свои места и проблемы, упомянутые Далай Ламой, уйдут в прошлое, уступив место другим — новым. А затем все повторится опять.

Что можно сказать по поводу первого десятилетия XXI века? Особых социальных, научных или экономических потрясений не произошло (экономический кризис был относительно мягкой коррекцией). Кстати, я считаю, что первое десятилетие XX века тоже не было судьбоносным — тогда человек просто получил успешный опыт использования новых возможностей. Нечто подобное происходило и в минувшем десятилетии. При всем разнообразии новых продуктов и технологий, возникших в последнее время, в том числе, в области ИТ, в основном, они являются лишь развитием созданного ранее научно-технического базиса.

Основная тенденция в области ИТ — экспоненциальный рост возможностей по обработке, хранению и передаче информации, приведший к почти безостановочному появлению все нового: и нового аппаратного и программного обеспечения. Это, в свою очередь, породило необходимость в консолидации и унификации используемых ИТ, испытываемую как заказчиками, так и производителями — крупнейшие из которых предлагают собственные «ИТ-экосистемы». Отметим, что на этом пути они уже достигли заметных успехов.

Человечество пожинает многочисленные плоды бурного развития ИТ; один из них — социальные сети, вошедшие в нашу жизнь как раз в 2000-ых гг. Они являются очередным этапом в построении информационного общества, и большим шагом вперед в проникновении ИТ в социальную жизнь человека. Но это тоже не революция, а один из примеров успешного применения технологий, возникших ранее. Я упомянул о социальных сетях, так как они — хорошая иллюстрация опыта применения новых знаний для решения извечных проблем, в частности, общения и социализации. В глобальном мире, благодаря технологиям, расстояния уже не преграда. Вслед за способностью к перемещению, общение также нашло в технологиях свою опору. И пусть оно порой приобретает не совсем правильные формы — со временем баланс между виртуальным и реальным общением, частной и общественной жизнью будет найден.

PCWeek/UE: Бизнес постоянно меняется: растет или сжимается и при этом все время усложняется. Новые технологии не вытесняют старые, а занимают место рядом с ними, это создает бесконечные технологические нагромождения. Например, для ИТ-службы: нужна ERP-система, CRM, система управления логистикой и цепочками поставок BI-средства и пр. Может быть, хватит уже усложнять? И можно ли без всего этого обойтись? Скажем, за счет децентрализации бизнеса, упрощения бизнес-связей, создания более «компактных» предприятий, с меньшим количеством разноплановых видов деятельности. Видите ли вы тенденцию к упрощению ИТ-инфраструктур?

Ю.Л.: Бизнес будет развиваться — централизоваться и децентрализоваться — так, как будет необходимо для наибольшей прибыльности. Его развитие не будет диктоваться особенностями ИТ, которые вторичны по отношению к бизнесу. Для бизнеса идти на поводу у самодовлеющих ИТ означает двигаться к краху. Адаптация бизнес-модели к ИТ допустима только в случае, если предложенная методология построения ИТ основана на эталонных, зарекомендовавших себя бизнес-моделях, которые эффективнее применяемых в данной компании. Но, даже тогда, специфика конкретного бизнеса останется ориентиром, могущим изменить любую эталонную модель.

«Нагромождение» ИТ-решений и систем разного поколения встречается повсеместно. Это неудивительно, так как прогресс в этой области стремителен, и все быстро морально устаревает. Отсюда — сосуществование ИТ разных поколений в рамках одной компании. Это естественный процесс, ведь и автомобиль не сразу вытеснил гужевой транспорт, хотя на всем промежутке их сосуществования победитель был известен заранее.

Сосуществование несвязанных, или слабосвязанных ИТ-систем тоже объяснимо и неизбежно — у подразделений компании разные бизнес-процессы. И если они подлежат автоматизации — она должна быть осуществлена, ведь даже будучи «лоскутной», она все равно принесет свою пользу. Впрочем, эту проблему многие компании успели не только ощутить, но и решить. И не за счет упрощения бизнес-модели или использования наиболее простых ИТ-решений, а за счет внедрения современных, консолидированных и унифицированных ИТ-инфраструктур. Они изначально разрабатываются как единая, целостная, масштабируемая и гибко настраиваемая система, адаптируемая для бизнеса разного масштаба и специфики. И хотя внутренняя сложность этих систем очень высока — именно это позволяет им быть проще во внедрении и использовании.

PCWeek/UE: В 2010 году практически никто из системных интеграторов не заявлял о достижениях, да и вообще было ощущение, что «у нас об этом вслух говорить не принято». «Может быть позже», «может быть не для прессы», «может страна не та у нас», « может быть заказчики начнут обращаться». Как вы думаете, может быть, в 2011 году наступит время жить решительно и для системных интеграторов?

Ю.Л: 2009 год для системных интеграторов был очень непростым, и в 2010 «манна с неба» корпоративных заказчиков ИТ тоже не падала. Бизнес большинства компаний уменьшился в размерах: упали обороты и прибыли — главные показатели успешности. Перспективы, образно выражаясь, «скрылись в тумане». Оснований для уверенности в завтрашнем дне — существовавших в середине десятилетия — уже не было. Они начинают появляться только сейчас, благодаря некоторой стабилизации экономической ситуации в мире и Украине, однако, среднесрочные перспективы по-прежнему не ясны.

По этим причинам интеграторы и не спешат сообщать о своих достижениях, хотя они были у всех крупных компаний. Опытный полководец не станет хвалиться победой в очередном сражении, если военная кампания пока складывается не в его пользу и ее исход не ясен. Надо учитывать и то, что рынок объективно уменьшился, и количество проектов, соответственно, тоже — многие из них были отменены или отложены. Думаю, что в 2011 году информационное поле в нашей отрасли оживится.

PCWeek/UE: Испытываете ли вы необходимость в общении со своими коллегами по цеху, в частности, для ознакомления с опытом решения тех или иных задач?

Ю.Л.: Мы работаем рядом с другими высокопрофессиональными ИТ-компаниями, поэтому, когда видим, что они добиваются в чем-то успеха, можем взять их успешный опыт на заметку. Так делают все. Однако чужой опыт не является и не может быть для нас приоритетом. «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» — одна из ведущих компаний на рынке, с обширным набором компетенций и статусов, огромным опытом, поэтому, скорее, мы можем быть ориентиром для многих. К тому же, в словосочетании «позитивный опыт других», ключевым является слово «других». Оно означает что, пока ты повторяешь — другие будут всегда на шаг впереди. Поэтому мы ориентируемся на то, чтобы генерировать свой уникальный и положительный опыт.

PCWeek/UE: На чем будет сфокусирована компания «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» в начавшемся году?

Ю.Л.: Стратегия компании не требует существенных изменений в 2011 году. Нашими стратегическими отраслями остаются телекоммуникационная и финансовая. Основные направления: инфраструктура хранения и обработки данных; сетевые решения, включая беспроводные; решения в области ИТ-безопасности; возможно аутсорсинг, а также ИТ-консалтинг — уже как отдельная услуга, а не часть комплексных проектов. Мы будем и дальше развивать отношения со своими заказчиками и партнерами, сохраняя и укрепляя достигнутые позиции. Наша «визитная карточка» — комплексные ИТ-проекты для крупных территориально-распределенных предприятий, и мы ожидаем, что в этих проектах вырастет удельный вес технологий и решений по безопасности. Также ожидается успешный год по направлению OSS-решений, которое в нашей компании традиционно сильно и уже вышло за границы Украины.

PCWeek/UE: Раньше чаще тратили средства, имея примерное представление о результате, и оценивали результат уже после внедрения. Сегодня, чтобы запустить проект, нужны четкие обоснования и доказательства, как именно его реализация отразится на бизнес-результатах компании в целом. Как в этой связи изменились подходы интеграторов к ведению бизнеса, изменились ли вообще?

Ю.Л.: Такое, конечно, встречалось, но не часто. В бизнесе, особенно крупном, очень хорошо умеют считать деньги. Поэтому масштабные ИТ-проекты без четкого финансово-экономического обоснования всегда были скорее исключением из правил. Сейчас такое практически не встречается, в силу выросшего финансового давления на бизнес и на ИТ. Поэтому, наш подход к бизнесу принципиально не изменился, тем более, что цели нам ставит заказчик, знающий свой бизнес изнутри, и знающий, в каком направлении он будет развиваться дальше. А нашей задачей всегда было и есть найти наиболее эффективный вариант решения. Основные изменения, которые мы ощутили, заключаются в выросшем интересе к ИТ-консалтингу и в частом предпочтении цены качеству даже со стороны крупных заказчиков. В остальном мы делаем свое дело, как и раньше.

PCWeek/UE: Какие из перечисленных ниже факторов более всего препятствовали развитию бизнеса системных интеграторов в 2010 году?
• Нехватка собственных средств;
• отсутствие покупательского спроса;
• нехватка профессиональных кадров;
• отсутствие поддержки вендоров;
• низкая прибыльность бизнеса;
• отсутствие поддержки малому бизнесу со стороны местных властей;
• высокие издержки;
• отсутствие перспектив развития;
• высокая конкуренция.

PCWeek/UE: Обоснуйте, пожалуйста, свою точку зрения.

Ю.Л.: Исходный фактор — уменьшение спроса, особенно заметное на фоне сохранившейся конкуренции. Это заставило системных интеграторов снижать издержки всеми возможными путями, в том числе, за счет коррекции планов по развитию. К тому же, перспективы бизнеса были неясными, что тоже не стало стимулом для развития. Можно сказать, что вместо внешнего развития, системные интеграторы, пусть, отчасти, вынужденно, стали на путь внутреннего развития. Они оптимизировали бизнес-процессы, отказывались от лишнего в пользу необходимого — делали все необходимое для выживания в условиях кризиса. Ведь именно благодаря этим процессам, те, кто проходят кризис, выходят из него более сильными, и готовыми к дальнейшему развитию, когда внешние условия будут способствовать этому.

PCWEEK №1, 27 января, 2011