Модернизация корпоративного центра обработки данных ОАО «Укртелеком»

ОАО «Укртелеком» - со­временное предприятие с развитой инфраструк­турой, которое занимает лидирующие полиции па украинском рынке услуг фик­сированной связи и Интернет.
Введенный в эксплуатацию в 2007 году территориалыю-распределённый ЦОД позволил реализовать новый технический стандарт ИТ-сервисов, обеспе­чивающий деятельность в разрезе «Управления корпорацией» телекоммуникационного опера­тора национального масштаба.
ИТ-сервисы функциониру­ют согласно спроектированной модели системной архитектуры, базирующейся на эталонных моделях компаний мировых ли­деров: Microsoft, EMC, Oracle, Cisco, Hewlett-Packard, и обра­зуют высокопроизводительные платформы консолидации вычислительных ресурсов, хране­ния и защиты данных, управ­ления. Общий объём хранения транзакционных данных состав­ляет более 70 ТБ, количество серверов приложений более 200, серверов баз данных - 40 (8-и, 4-х, 2-х узловые кластеры), коли­чество обслуживаемых корпоративных пользователей - 45 тыс. Стратегически опережая темпы конкурентов в развитии предоставляемых услуг, «Укр­телеком» в 2009 году присту­пил к реализации второго этапа
эволюции ЦОД - модернизации платформ автоматизированных систем уровня бизнес- и операционной поддержки.

Основными критериями вы­ступали:
• обработка увеличенного объ­ёма данных, порождаемых новы­ми услугами и клиентами;
• скорость проведения тран­закций;
• скорость ввода новых услуг;
• защита данных и уровень контроля функционирования.

Модернизация требовала обе­спечения непрерывности функ­ционирования существующих ИТ-сервисов и систем автомати­зации. Работы полного технологиче­ского цикла модернизации корпоративного ЦОД «Укртелекома» в рамках поставленных задач выполняла компания «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА». Были выполне­ны проектирование, разработка, модернизация существующих и внедрение новых решений со­гласно существующему в «Укртелекоме» стандарту развития и функционирования ЦОД - «Перспективной системной ар­хитектуры».

Модернизация охватила 6 основных, не учитывая взаи­мосвязанных, ИТ-сервисов.
• Системы обработки данных. Уровень развития: увеличение вычислительной мощности, виртуализация серверных ресурсов, минимизация инженерной ин­фраструктуры.
• Систем хранения данных. Уровень развития: увеличение пропускной способности ввода-вывода, увеличение объёмов и оптимизация уровней храпения данных.
• Резервное копирование и восстановление. Уровень разви­тия: увеличение объёмов гарантированно восстанавливаемых данных, оптимизация систем хранения резервных копий.
• Системы управления базами данных. Уровень развития: обе­спечение высокопроизводитель­ной и масштабируемой платфор­мы для систем автоматизации.
• Интеграция. Уровень раз­вития: обеспечение высокопро­изводительной и масштабируе­мой платформы корпоративной Сервисной шины интеграции приложений и систем автомати­зации.
• Управление ИТ. Уровень раз­вития: обеспечение масштабного покрытия централизованным
управлением компонентов и ресурсов информационной ин­фраструктуры, а также введение
модели управления, делегирова­ния прав и функций и контроля эксплуатационной деятельно­сти.

Обеспечивая режим непре­рывности модернизации суще­ствующих ИТ-сервисов, инте­гратор разработал и применил процессный подход практики ITIL «Управления выпусками». Была согласована и сформиро­вана тестовая среда апробации изменений версий программно-аппаратных компонентов, разра­батываемых до уровня промыш­ленной эксплуатации. В данном подходе наиболее критическими являются задач и обеспечения плана миграции данных и восстановления. Ввод в промышлен­ную эксплуатацию модернизи­рованного ИТ-сервиса означает переключение в реальном масштабе времени транзакций и функций обслуживания запро­сов без права остановки или ис­кажения логики и оперативно­сти функционирования того или иного программно-аппаратного комплекса обеспечения жизнеде­ятельности заказчика.
В таких сложных и требова­тельных к интегратору техноло­гических условиях эксперты «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» совместно с квалифицированным эксплуа­тационным штатом сотрудников «Укртелеком» разработали и про­вели расширенные программы тестирования готовности новых ИТ-сервисов. При проведении работ по вводу в эксплуатацию проводилось планирование с согласованием задействуемых ре­сурсов и «технологических окон» проведения работ. Решение по применению плана работ при­нималось при детальном рассмо­трении плана возврата в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, приводящих к критичному удлинению работ или к остановке работающих си­стем в промышленной эксплуата­ции. Специфика данной деятельности требовала комплемен­тарное™ при взаимодействии специалистов «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» и «Укртелеком».

При проведении модернизации ИТ-сервисов ЦОД, одним из ключевых факторов успеха яв­ляется ответственность и выпол­нение части работ заказчиком собственными ресурсами. Для этого заказчику необходимо под­держивать требуемый уровень квалификации, а деятельность в ИТ должна строиться в соответ­ствии с принятым техническим стандартом развития и эксплуатации ЦОД.

«Укртелеком» обладает и тем и другим, без чего, учитывая со­вокупную сложность процессов модернизации, на успех было бы сложно рассчитывать. Сама воз­можность проведения успешной модернизации стала ярким по­казателем правильности реали­зации сформированной вначале стратегии развития и эксплуатации ЦОД: «Укртелеком», вос­пользовавшись услугами ИТ-консалтинга компаний «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» и «Майкрософт Украина» при построении корпоративного ЦОД, успешно на протяжении ряда лет применял в своей деятельности адаптиро­ванные знания и полученные ре­зультаты.

При модернизации серви­са «Систем хранения данных» в эксплуатацию была введена дисковая система корпоративно­го уровня высшего класса ЕМС Symmetrix V-MAX. Архитектура данной системы позволяет защи­щать и эффективно управлять объемами данных, превышаю­щими 1 ПБ. Интеллектуальная система управления вводом-вы­водом Symmetrix V-MAX по­зволила сбалансировать при­меняемую платформу сервиса «Системы обработки данных» с учётом перспективного её раз­вития. Стало возможным прове­сти дальнейшее распределение данных между существующими системами хранения корпора­тивного ЦОД для продолжения процесса консолидации серви­сов и приложений, с повышением уровня их гарантированного восстановления.

Для реализации уровня гаран­тированной защиты и восстанов­ления данных, в рамках сервиса «Резервное копирование и вос­становление» были введены до­полнительные компоненты, обеспечивающие реализацию схемы резервного копирования «диск-диск-лента». Данное расширение функционала кроме покрытия основной задачи - сбалансиро­вать возросший объем хранимых данных - позволило сократить время потенциального восста­новления данных систем автома­тизации, а также обеспечило до­полнительный уровень гибкости интеграции взаимосвязанных систем при использовании одно­го набора данных.

Модернизация сервиса «У11-равление ИТ» была нацелена на покрытие появившихся новых компонент ресурсов корпора­тивного ЦОД. Необходимо было достичь уровня контроля (сбора статистики) и управления (про­ведения конфигураций и нако­пления базы знаний) программ­но-аппаратными компонентами ЦОД. Расширение получили так­же функции автоматизации по распространению стандартных пакетов программного обеспе­чения и операционных систем. При разработке административ­ной модели сопровождения были сформированы и зафиксированы «паспортами сервисов» основные показатели функционирования ИТ-сервисов. По контролю этих показателей была реализована отчётность и система оповеще­ний сервиса «Управление ИТ» с применением алгоритмов поиска корневых причин.

Центры обработки данных PCWeek Review